Июнь 2017 год

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

мониторинга изменений законодательства Российской Федерации

за ИЮНЬ 2017 года

 

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

 

Федеральный закон от 07.06.2017 N109-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” и статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению".

Подписан Федеральный закон, направленный на выявление и пресечение преступлений, связанных со склонением детей к самоубийствам.

Выявление лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальным действиям, отнесено к направлениям деятельности подразделений по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно- территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте, а также иных подразделений органов внутренних дел в пределах своей компетенции.

Предусмотрено уведомление Роскомнадзором МВД России о получении решений, служащих основанием для включения в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" отдельных запрещенных материалов, распространяемых в Интернете (в том числе информации о способах совершения самоубийства, призывов к совершению самоубийства).

Федеральный закон от 07.06.2017 N113-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

С01.01.2018 документы о деятельности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе автономных, будут размещаться на сайте bus.gov.ru органом, осуществляющим функции и полномочия их учредителя.

Учредитель также будет вправе передать права по размещению указанных документов государственному (муниципальному) учреждению.

В случае, если документы содержатся в федеральных информационных системах или подлежат в обязательном порядке включению в государственные или муниципальные информационные системы, данные документы подлежат размещению па сайте bus.gov.ru посредством информационного взаимодействия с государственными и муниципальными информационными системами в порядке, установленном Минфином России.

Кроме того, к документам, подлежащим размещению на указанном сайте, отнесены:

бюджетная смета казенного учреждения;

решения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, о назначении членов его наблюдательного совета или досрочном прекращении их полномочий.

 

 

 

Федеральный закон от 07.06.2017 N120-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный

кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению".

За склонение несовершеннолетних лиц к самоубийству может быть назначено уголовное

наказание в виде лишения свободы до четырех лет.

Введена уголовная ответственность за:

склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства;

организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства;

вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для

его жизни.

Кроме того, установлена уголовная ответственность за доведение до самоубийства, совершенное в отношении несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, в отношении двух или более лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ или сети "Интернет".

 

Федеральный закон от 07.06.2017 N111-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный

закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Положения порядка выезда из РФ и въезда в РФ приведены в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ.

Установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на временное проживание в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и визы временно проживающего лица (если иное не предусмотрено международными договорами РФ, Законом о порядке въезда в РФ или Указами Президента РФ). Обыкновенная виза на въезд в РФ в целях полученияна разрешения на временное проживание » РФ выдастся иностранному гражданину или лицу без гражданства на срок до четырех месяцев при наличии решения территориального органа внутренних дел о выдаче этим иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в РФ.

Указанные изменения внесены во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 16.02.2016 N 4-11, согласно которому положения части 2 статьи 18.1 КоАП РФ и статьи 24 Закона о порядке въезда в РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в силу неопределенности действующего нормативного регулирования эти положения позволяют привлекать к административной ответственности за нарушение правил пересечения, границы РФ имеющего действующее разрешение на временное проживание в РФ иностранного гражданина - в случае, если он при выезде из РФ предъявил данное разрешение и визу, по которой осуществлял въезд в РФ и срок действия которой истек, подтверждающие законность его въезда и пребывания в РФ. - на одном лишь формальном основании отсутствия у него визы с неистекшим сроком действия, а также отказывать ему в связи с этим в пропуске через границу РФ

 

Федеральный закон от 18.06.2017 N125-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

При работе на условиях неполного рабочего времени работнику может устанавливаться одновременно и неполный рабочий день, и неполная рабочая неделя.

В рамках реализации мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР (их отдельных положений) в законодательство Российской Федерации внесены уточнения в ряд статей Трудового кодекса РФ, касающиеся, в том числе, работы на условиях неполного рабочего времени и оплаты работы сверх нормы рабочего времени.

Так, новая редакция статьи 93 ГК РФ предусматривает, помимо указанного выше, также, в частности, обязанность работодателя в определенных ТК РФ случаях установить для работника неполное рабочее время на удобный для него срок (но не более чем на период наличия соответствующих обстоятельств). При этом режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.

В случае работы на условиях неполного рабочего времени ненормированный рабочий день может устанавливаться работнику, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).

Также уточняется порядок оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Внесено дополнение, согласно которому оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день.

В случае если на такой день приходится часть рабочей смены, то в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные и выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

 

Федеральный закон от 18.06.2017 N122-ФЗ "О внесении изменения в статью 45 Федерального закона "О полиции".

Лицам, находящимся на иждивении сотрудника полиции, более нет необходимости проживать совместно с ним для получения права на медицинское обеспечение в ведомственных медицинских организациях.

Соответствующие уточнения внесены в статью 45 Федерального закона "О полиции".

Федеральный закон от 18.06.2017 N127-Ф'З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Срок хранения архивных документов по личному составу больше не зависит от места хранения.

Федеральным законом определено, что сроки хранения архивных документов по личному составу, законченных делопроизводством до 1 января 2003 года и после указанной даты не зависят от места хранения.

Также установлено, что сроки хранения (50 лет и 75 лет) не распространяются на документы по личному составу, в отношении которых действующими перечнями архивных документов с указанием сроков их хранения установлен иной срок хранения.

Кроме того, Федеральным законом введено положение, согласно которому лицо, которое приобрело право собственности на документы Архивного фонда РФ, обязано уведомить соответствующую государственную организацию в тридцатидневный срок.

Ранее срок, в течение которого правопреемник обязан уведомить о переходе к нему права собственности на документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частной собственности, соответствующий государственный, муниципальный архив, музей, библиотеку’, научную организацию, с которыми прежний собственник заключил договор, в Федеральном законе "Об архивном деле" не был установлен.

Внесенными изменениями также:

определен порядок установления и исчисления сроков хранения архивных документов (сроки хранения архивных документов независимо от места их хранения исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором они были закончены делопроизводством);

введены поправки в отдельные законодательные акты, связанные с передачей руководства деятельностью Росархива от Правительства РФ к Президенту РФ, и заменой устаревшего наименования федерального органа исполнительной власти - Государственной архивной службы России.

 

2.                  НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

 

Постановление Правительства РФ от 09.06.2017 №689 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской от 09.05.2017  N202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Определен перечень опасных производств и порядок приостановления их функционирования на время проведения в России Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу.

Речь идет об организациях и опасных производствах, в которых используются источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества.

Утвержденный перечень включает 7 категорий организаций, в том числе:

организации, эксплуатирующие объекты, отнесенные в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов;

эксплуатирующие организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии";

организации, осуществляющие деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Запрет не распространяется на перечисленные категории организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

Приостановление деятельности организаций осуществляется путем временного (на период введения усиленных мер безопасности) прекращения работ и операций, связанных с повышенной опасностью и несущих риски возникновения аварийных ситуаций, на конкретных производственных участках (на площадках, в цехах), в зданиях, сооружениях, на оборудовании, агрегатах и иных объектах

Временное прекращение работ осуществляется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации, согласованным с межведомственным оперативным штабом по обеспечению безопасности в период проведения в чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций либо созданными в соответствующих субъектах РФ оперативными штабами но обеспечению безопасности.

Приказ и мотивированное предложение рассматриваются на заседании межведомственного оперативного штаба либо оперативного штаба в субъекте РФ. Результаты рассмотрения оформляются решением межведомственного оперативного штаба либо оперативного штаба в субъекте РФ.

Организация составляет акт о временном прекращении работ, который подписывается руководителем организации. Копии приказа и акта о временном прекращении работ направляются организацией в межведомственный оперативный штаб либо оперативный штаб в субъекте РФ, а также в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в отношении соответствующего опасного объекта.

 

 

 

 

 

Постановление Правительства РФ от 20.06.2017 №730 «Об установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за Iквартал 2017 г.»

Увеличена величина прожиточного минимума за 1 квартал 2017 года.

Величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения установлена в размере 9909 рублей, для трудоспособного населения - 10701 рубль, пенсионеров -8178 рублей, детей - 9756 рублей (в IV квартале 2016 года - 9691 рубль, 10466 рублей, 8000 рублей и 9434 рубля соответственно).

По данным Росстата, индекс потребительских цен (ИГЩ) в 1 квартале 2017 года к предыдущему кварталу составил 101,2 процента.

Стоимость продуктов питания в составе величины прожиточного минимума на душу населения увеличилась на 2,3 процента.

Величина прожиточного минимума в целом по РФ предназначается для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Распоряжение Правительства РФ от 26.06.2017 N1335-р Об утверждении формы справки, содержащей сведения о федеральном государственном гражданском служащем, включаемом в кадровый резерв федерального государственного органа.

Утверждена форма справки, выдаваемой на гражданского служащего, включаемого в кадровый резерв федерального государственного органа.

Справка, в числе прочего, включает в себя сведения о знаниях и умениях государственного служащего, выполняемой им работе, профессиональных достижениях; стаже государственной гражданской службы на дату включения в резерв, стаже работы по специальности, группе должностей, на которые может быть осуществлено назначение из кадрового резерва, мероприятиях по профессиональному развитию в период нахождения в кадровом резерве.

Распоряжение Минтранса России от 28.02.2017 NНА-27-р "Об утверждении Концепции мобильности болельщиков".

Для обеспечения комфортного перемещения болельщиков на чемпионате мира по футболу FIFA 2018 года будет функционировать специальное мобильное приложение.

Утверждена Концепция мобильности болельщиков, в рамках которой планируется реализовать, в частности, следующие задачи:

создание оптимальных маршрутов перемещения болельщиков;

координация транспортного обеспечения между городами организаторами спортивных соревнований в период проведения спортивных соревнований;

введение дополнительных поездов и авиарейсов в случае возрастания спроса потребителей транспортных услуг;

функционирование единой телефонной линии по вопросам транспортного обеспечения болельщиков (на русском, английском, немецком, французском, испанском языках), а также портала о транспортном обеспечении;

            разработка информационных буклетов, аудио- и видеороликов о междугородном и международном транспортном обеспечении, распространяемых в транспортно-пересадочных узлах;

            информирование болельщиков через социальные сети (Facebook, Тwitter, "В Контакте" и др.);

брендирование транспортных средств, остановочных пунктов символикой спортивных соревнований.

 

3.ПРИКАЗЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ МВД РОССИИ

 

Приказ Минтранса России от 06.04.2017 N141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств".

Зарегистрировано в Минюсте России 23.06.2017 N47160.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержден порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Контроль технического состояния транспортных средств проводится контролерами, назначаемыми перевозчиками. При этом контролеры должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, утвержденным Минтрансом России.

При проведении контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения. Закреплен перечень проверяемых узлов и систем (проверяется, в том числе, исправность тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей и др.).

В путевом листе исправного транспортного средства ставится отметка "прошел предрейсовый контроль технического состояния", а также подпись, фамилия и инициалы контролера, проводившего предрейсовый контроль, дата и время его проведения.

Перевозчик ведет учет прохождения предрейсового контроля в специальном журнале.

Приказ вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.

Приказ Минтруда России от 22.05.2017 N436н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, Правил обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, и Правил выплаты пенсии за выслугу лез федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за се выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты".

Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2017 N47039.

Обновлен порядок назначения пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Приказом, в частности, определена процедура подачи документов, необходимых для назначения пенсии, установлен порядок оформления справки о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет, определяются органы, осуществляющие подготовку представления к назначению пенсии и справки о периодах должностей для гражданских служащих, замещавших должности в судебных органах, следственных органах и органах прокуратуры, предусматриваются основания и порядок перерасчета размера назначенной пенсии.

В приложении приводится, в числе прочего, перечень документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Утратившим силу признано Постановление Минтруда России от 30.06.2003 N 44 "Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, ее назначения и выплаты" с внесенными в него изменениями и дополнениями.

 

 

 

  1. СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N21 ’’О применении

судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административныхдел''.

Меры процессуального принуждения при рассмотрении административных дел должны быть соразмерными нарушению, применяться с учетом обстоятельств нарушения и положения участника процесса.

В целях обеспечения единства практики применения судами обшей юрисдикции мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел Пленумом Верховного Суда РФ даны, в частности, следующие разъяснения.

В случае неисполнения участниками судебного процесса и иными лицами процессуальных обязанностей (злоупотребления процессуальными правами) для осуществления надлежащего руководства судебным процессом может требоваться применение мер процессуального принуждения - действий, совершаемых судом в отношении лиц, нарушающих установленные в суде правила         и                препятствующихосуществлению административного судопроизводств.

При этом под нарушением установленных в суде правил следует понимать неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных КАС РФ и/или возложенных судом на определенное лицо (например, обязанностей добросовестно пользоваться процессуальными правами, явиться в судебное заседание, представить доказательство).

Поскольку одно нарушение может служить основанием для применения лишь одной меры процессуального принуждения, не допускается применение мер процессуального принуждения за одно нарушение и к органу государственной власти (организации) и к руководителю данного органа (организации).

Мера процессуального принуждения в виде ограничения выступления участника судебного разбирательства выражается в ограничении в разумных пределах времени его выступления. Данная мера применяется в случаях  выступления такого лица по вопросам, не имеющим отношения к судебному разбирательству, то есть не связанным с административным делом в целом либо с отдельным рассматриваемым судом заявлением (ходатайством) по данному делу, например заявлением об отсрочке исполнения решения суда или о распределении судебных расходов.

Участник судебного разбирательства, нарушающий установленное судом ограничение, может быть лишен слова после того, как его выступление было ограничено судом во времени, и соответствующее время истекло.

Основаниями для лишения слова также являются такие совершенные в ходе выступления участника судебного разбирательства действия (бездействие), как нарушение последовательности выступлений, двукратное неисполнение требований председательствующего, допущение грубых выражений или оскорбительных высказываний либо призывы к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

Срок действия таких мер, как ограничение выступления участника судебного разбирательства, лишение участника судебного разбирательства слова, удаление участника судебного разбирательства из зала судебного заседания на часть времени его проведения, то есть на определенный этап судебного разбирательства, назначается судом в соответствии с принципом разумности, предполагающим учет существенности нарушения, характера вины лица, его совершившего, и обстоятельств совершения нарушения.

Под неуважением к суду понимается совершение действий (бездействие), свидетельствующих о явном пренебрежении к установленным в суде правилам поведения (например, использование в тексте поданного в суд процессуального документа неприличных выражений, не оскорбляющих участников судебного разбирательства, лиц, содействующих осуществлению правосудия, суд; не обусловленное изменением обстоятельств дела или другими объективными причинами неоднократное заявление одного и того же ходатайства, в отношении которого уже вынесено и оглашено определение суда). При этом не должны квалифицироваться в качестве неуважения к суду такие действия (бездействие), ответственность за совершение которых предусмотрена иными нормами процессуального законодательства (например, непредставление истребуемых судом доказательств, неявка надлежащим образом извещенного лица, явка которого была признана судом обязательной, в судебное заседание), а также такие действия (бездействие), которые влекут уголовную ответственность.

"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

В случае совершения поставщиком нескольких нарушений своих обязательств по госконтракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения.

Верховным Судом РФ проанализированы материалы судебной практики по следующим вопросам:

заключение, исполнение, изменение, расторжение государственного (муниципального) контракта;

поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в отсутствие государственного (муниципального) контракта;

обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов (обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта);

ответственность за нарушение государственного (муниципального) контракта;

контроль в сфере закупок.

В Обзоре содержатся следующие правовые позиции, в частности:

по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки; при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг;

стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом;

представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта;

нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков;

заказчик вправе оспорить в суде решение антимонопольного органа об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России