Декабрь 2018

    Информационный бюллетень

мониторинга изменений законодательства Российской Федерации

за декабрь 2018 года

 

Решение Верховного Суда РФ от 25.10.2018 N АКПИ18-886

<О признании частично недействующим пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утв. Приказом МВД России от 20.10.2015 N 995>

 

Верховный Суд РФ признал неправомерным требование МВД России о подтверждении факта уплаты государственной пошлины за выдачу водительского удостоверения информацией, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Верховный Суд РФ признал не действующим со дня вступления решения в законную силу пункт 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного приказом МВД России от 20 октября 2015 г. N 995, в той мере, в какой его положение в системе действующего правового регулирования не допускает подтверждения плательщиком факта уплаты государственной пошлины способами, предусмотренными абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 333.18 НК РФ: в безналичной форме - платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении; в наличной форме - либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Верховный Суд РФ, в частности, указал следующее.

Статьей 333.33 НК РФ установлены размеры государственной пошлины, уплачиваемой за выдачу национального водительского удостоверения, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, в частности изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе, - 2 000 рублей; изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе нового поколения, - 3 000 рублей (подпункт 43.1 пункта 1).

В статье 333.18 НК РФ приведены порядок и сроки уплаты государственной пошлины. Пунктом 3 этой статьи закреплено, что государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (абзац первый). Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении (абзац второй).

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата (абзац третий). Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (абзац четвертый). При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется (абзац пятый).

Установленное пунктом 24 Административного регламента предписание о том, что факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается информацией об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, не соответствует приведенным нормам НК РФ, поскольку ограничивает подтверждение плательщиком факта уплаты государственной пошлины только одним способом, закрепленным в абзаце четвертом пункта 3 статьи 333.18 НК РФ, и не допускает подтверждения плательщиком факта уплаты государственной пошлины способами, предусмотренными абзацами вторым и третьим пункта 3 указанной статьи.

 

Постановление Правительства РФ от 24.11.2018 N 1414

"О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090"

 

Отменена обязательная установка на транспортных средствах с шиповаными шинами опознавательного знака "Шипы".

Кроме того:

внесены поправки в части нераспространения требований ряда знаков на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов или детей-инвалидов;

предусмотрена необходимость для водителя вместо страхового полиса ОСАГО иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников полиции распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа;

уточнены действия водителя в случае если в результате совершенного дорожно-транспортного происшествия причинен вред только имуществу;

предусмотрено, что к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, как с двигателем, так и без него.

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 41

"О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

 

Новые разъяснения судебной практики по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда: на что обращать внимание судам?

Настоящее Постановление заменяет неактуальные Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 05.12.1986 N 16 "О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ", разъясняющее соответствующие положения УК РСФСР, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.1991 N 1 "О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ".

Постановление включает в себя, в частности, следующие выводы:

статьями УК РФ 143 "Нарушение требований охраны труда", 216 "Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ" и 217 "Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей, установленных в нормативных правовых актах, и повлекло наступление предусмотренных указанными статьями последствий;

потерпевшими по уголовным делам о преступлении, предусмотренном статьей 143 УК РФ, могут быть не только работники, с которыми заключены трудовые договоры, но и те лица, с которыми эти договоры не заключались либо не были оформлены надлежащим образом, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя (к иным лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, относятся лица, указанные в статье 227 ТК РФ, например получающие образование в соответствии с ученическим договором);

субъектами преступления по статье 143 УК РФ могут быть руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений организаций, специалисты службы охраны труда и иные лица, на которых в установленном законом порядке (в том числе в силу их служебного положения или по специальному распоряжению) возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда;

в ходе рассмотрения каждого дела о преступлении, предусмотренном статьями 143, 216 или 217 УК РФ, подлежит установлению и доказыванию не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями, что должно быть обосновано в судебном решении;

если требования охраны труда, правила безопасности при ведении горных или иных работ, а равно правила промышленной безопасности опасных производственных объектов были нарушены двумя или более лицами, обладающими признаками субъекта преступления, предусмотренного статьями 143, 216 или 217 УК РФ, то содеянное каждым из них влечет уголовную ответственность по данным нормам при условии, что допущенные ими нарушения специальных правил находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названных статьях УК РФ;

ответственность по статьям 216 и 217 УК РФ могут нести как работники организации, в которой произошел несчастный случай, так и другие лица, постоянная или временная деятельность которых связана с выполнением строительных или иных работ либо с опасным производством, обязанные соблюдать соответствующие правила и требования;

по уголовным делам о нарушениях специальных правил наряду с другими доказательствами могут быть исследованы материалы расследования несчастного случая (акт о несчастном случае на производстве и др.), а также заключение и другие материалы расследования несчастного случая, проведенного государственными инспекторами труда и иными должностными лицами контролирующих органов (в необходимых случаях для установления причин несчастного случая и разрешения иных вопросов, требующих специальных знаний, назначается судебная экспертиза);

по делам данной категории суды должны обращать особое внимание на необходимость установления причин производственного травматизма, профзаболеваний, а также на способствующие этому условия и принимать предусмотренные законом меры к их устранению.

 

Постановление Правительства РФ от 29.11.2018 N 1437

"О внесении изменений в подпункт "в" пункта 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"

 

Уточнены полномочия территориальных (муниципальных) комиссий по делам несовершеннолетних.

Указанные комиссии теперь только согласовывают представления (заключения) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды, о продлении/прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении и т.п.

Ранее в их полномочия входило внесение в суды указанных представлений совместно с администрацией таких учреждений.

Уточнено также, что комиссии осуществляют оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних только с их согласия.

 

Определение Конституционного Суда РФ от 08.11.2018 N 2790-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Огиевской Ольги Дмитриевны на нарушение ее конституционных прав статьей 8.25 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"

 

Конституционный Суд РФ подтвердил право субъекта РФ своим законом устанавливать административную ответственность за правонарушения в области благоустройства, в том числе совершенные с использованием транспортных средств.

Заявитель оспаривал конституционность статьи 8.25 Закона города Москвы
от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", согласно которой размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей. По мнению заявителя, оспариваемое законоположение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции субъекта РФ, а потому не соответствует Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению указанной жалобы, в частности, по следующим основаниям.

Статья 8.25 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", предусматривающая административную ответственность за размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, была введена в его главу 8 "Административные правонарушения в области благоустройства города" Законом города Москвы от 13 мая 2015 года N 26 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".

С точки зрения конструкции состава данного административного правонарушения не имеет значения, был причинен вред зеленым насаждениям или нет, составообразующим является именно само деяние и место его совершения - размещение транспортного средства на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями. Размещение транспортного средства на зеленых насаждениях как элементах объекта благоустройства - независимо от того, причиняется ли зеленым насаждениям непосредственный вред, - является нарушением санитарного и эстетического состояния территории города, негативно сказывается на безопасности и комфортности условий проживания граждан, а также затрудняет содержание и облагораживание объектов благоустройства. При этом ответственность за причинение указанного вреда зеленым насаждениям предусмотрена статьями 4.18 "Повреждение зеленых насаждений" и 4.19 "Незаконное уничтожение зеленых насаждений" Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".

Данная правовая конструкция ответственности граждан - владельцев транспортных средств, в том числе в части определения в качестве сферы охраняемых общественных отношений - сферы благоустройства, согласуется с содержанием соответствующих охраняемых общественных отношений и не может рассматриваться как произвольная. Тот факт, что данное правонарушение совершается с использованием транспортного средства, не может автоматически рассматриваться как означающий, что объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в рамках дорожного движения - совокупности общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, под которыми понимаются обустроенные или приспособленные и используемые для движения транспортных средств полосы земли либо поверхности искусственного сооружения и которые включают в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (абзацы второй и восьмой статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Кроме того, в ряде статей КоАП РФ, которыми предусмотрены особенности порядка производства по делам о некоторых административных правонарушениях, прямо указано на то, что субъекты РФ вправе устанавливать своими законами административную ответственность за административные правонарушения в области благоустройства территории, в том числе совершенные с использованием транспортных средств (примечание к статье 1.5, статьи 2.61 и 2.62, пункт 4 части 1 статьи 28.1, часть 3 статьи 28.6, часть 5 статьи 29.5).

Таким образом, в соответствии с приведенным нормативным регулированием субъект РФ вправе своим законом установить административную ответственность за административные правонарушения в области благоустройства, в том числе совершенные с использованием транспортных средств. Следовательно, статья 8.25 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", устанавливающая административную ответственность за административное правонарушение в области благоустройства территории - размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, не может рассматриваться как принятая законодателем города Москвы вне пределов его компетенции.

 

Приказ МВД России от 07.11.2018 N 741

"О внесении изменений в Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденную приказом МВД России
от 29 августа 2014 г. N 736" Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2018 N 52846.

 

С информацией о рассмотрении заявлений о правонарушениях и преступлениях можно будет ознакомиться на дополнительных стендах вне помещений территориального органа МВД России.

К такой информации относятся:

выписки из положений УПК РФ, иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

сведения о должностных лицах территориального органа МВД России (должность, фамилия, имя, отчество, почтовый адрес органа), наименования органов прокуратуры и суда, в которые могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Кроме того, поправками:

заместитель начальника полиции наделен полномочиями органа дознания в части проверки зарегистрированного заявления (сообщения) в соответствии с частью 3 статьи 40.2 УПК РФ

скорректированы отдельные графы книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 N 44-П

"По делу о проверке конституционности Закона Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой" и Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой в связи с запросом Главы Республики Ингушетия"

 

Соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой признано не противоречащим Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ признал Закон Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой" и Соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой в их нормативном единстве не противоречащими Конституции РФ.

Закон Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой", как не утрачивающий юридическую силу и действующий, и, соответственно, Соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, как не лишившееся правовых оснований вступления в силу и действующее, обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

Граница между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, необходимость определения которой вытекала из Закона РФ "Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации" (статья 2) и Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации" (пункт 5), после преобразования Чечено-Ингушской Республики в Ингушскую Республику и Чеченскую Республику (Закон РФ от 10 декабря 1992 года N 4071-1 "О внесении изменений в статью 71 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России") и до заключения Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой от 26 сентября 2018 года не была установлена.

Органы государственной власти субъекта РФ вправе создавать муниципальные образования только в пределах своей территории, а следовательно, пока границы самого субъекта РФ не установлены (не определены), границы муниципальных образований также нельзя рассматривать как установленные в границах этого субъекта РФ, сопредельных с соседним субъектом РФ. Иное - в нарушение баланса конституционно защищаемых интересов - позволяло бы населению одного лишь муниципального образования (представительного органа местного самоуправления) блокировать установление границы (разграничение территории) между сопредельными субъектами РФ. Применительно к Республике Ингушетия и Чеченской Республике, территории которых ранее составляли территорию Чечено-Ингушской Республики, это означало бы также создание на этих территориях затруднений в достижении гражданского мира и согласия.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятому на основании статьи 72 (пункт "н" части 1) Конституции РФ в рамках совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, правовую основу местного самоуправления составляют в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 1 статьи 4); территория субъекта РФ разграничивается между поселениями и городскими округами (пункт 1 части 1 статьи 11).

Исходя из приведенных законоположений, нормативно-правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления, осуществляемое субъектом РФ, распространяется только на муниципальные образования, расположенные на территории данного субъекта РФ. В противном случае допускалась бы возможность существования муниципального образования вне связи с субъектом РФ и его территорией в частности.

Соответственно, поскольку муниципальные образования создаются в пределах субъекта РФ, а изменение их границ не может служить основанием для изменения границ субъектов РФ, вопросы организации местного самоуправления являются вторичными по отношению к вопросам установления границ субъектов РФ, равно как и к вопросам изменения границ субъектов РФ. Это означает, что при рассмотрении вопросов установления границ между субъектами РФ в отношении организации местного самоуправления следует руководствоваться законодательством, регламентирующим процедуру изменения границ муниципальных образований вследствие изменения границ между субъектами РФ.

В частности, согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при изменении границ между субъектами РФ изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между субъектами РФ, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов РФ; при этом требования статей 12 и 13 данного Федерального закона, касающиеся в том числе учета мнения населения соответствующих муниципальных образований, не применяются (часть 3 статьи 10).

Приведенное правовое регулирование распространяется и на первичное установление границы между субъектами РФ, когда нет оснований рассматривать границы муниципальных образований на спорных территориях как установленные. Именно поэтому Законом Республики Ингушетия "Об установлении границ муниципальных образований Республики Ингушетия и наделении их статусом сельского, городского поселения, муниципального района и городского округа" специально оговорено, что данный Закон не регулирует вопросы определения границ Республики Ингушетия с другими субъектами Российской Федерации (статья 4). Следовательно, границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой им не устанавливались и не могли быть установлены в одностороннем порядке.

Таким образом, для установления границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой не требовалось выявления и учета мнения населения соответствующих муниципальных образований в порядке, предусмотренном статьей 131 (часть 2) Конституции РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ также отметил, что Закон Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой" является специальным законом, его принятие предусмотрено соответствующим Соглашением, что предопределяет и содержание данного Закона (он состоит из двух статей, одной из которых утверждается прилагаемое Соглашение, а другой определяется порядок вступления самого Закона в силу - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования). С учетом указанной специфики не предполагается ни изменение концепции законопроекта, ни внесение депутатами поправок в представленный текст, а следовательно, не может рассматриваться как искажение волеизъявления большинства депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия его принятие с отступлением от процедур, установленных на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и предусматривающих рассмотрение законопроекта в трех чтениях (статья 7 Закона Республики Ингушетия "О порядке рассмотрения законопроектов и принятия законов Республики Ингушетия" и глава 5 Регламента Народного Собрания Республики Ингушетия).

Не свидетельствует о нарушении конституционных предписаний и факт проведения по решению Народного Собрания Республики Ингушетия тайного голосования за Закон Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой": ни Конституция РФ, ни Конституция Республики Ингушетия не ограничивают волю парламента как высшего законодательного (представительного) органа государственной власти в выборе процедуры голосования, притом что предусмотренный Регламентом Народного Собрания Республики Ингушетия перечень вопросов, требующих тайного голосования, не является исчерпывающим. Это означает, что парламентарии не могут быть лишены возможности выбора наиболее приемлемой, с их точки зрения, процедуры голосования.

Действительная воля депутатского большинства, необходимого для принятия Закона Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой", которая была выражена посредством состоявшегося в Народном Собрании Республики Ингушетия голосования, не может быть поставлена под сомнение и потому, что обусловленные спецификой данного Закона отступления от процедурных правил были связаны не собственно с их волеизъявлением, а с подготовкой законопроекта к рассмотрению и оформлением результатов голосования.

Таким образом, поскольку нет оснований полагать, что при принятии Закона Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой" имело место нарушение Народным Собранием Республики Ингушетия конституционно значимых процедурных правил, не позволившее обеспечить достоверность волеизъявления депутатов, данный Закон не может быть признан противоречащим Конституции РФ по порядку принятия.

Конституционный Суд РФ также указал, что согласно Конституции Республики Ингушетия (часть 2 статьи 96) и Конституционному закону Республики Ингушетия от 28 декабря 2001 года N 1-РКЗ "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" (часть первая статьи 3) Конституционный Суд Республики Ингушетия разрешает дела о соответствии Конституции Республики Ингушетия, в частности, не вступивших в силу договоров и соглашений Республики Ингушетия. Ограничивая круг договоров и соглашений, которые могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Ингушетия, именно не вступившими в силу, законодатель Республики Ингушетия правомерно исходил из того, что договор (соглашение), заключенный органами государственной власти субъекта РФ с органами государственной власти другого субъекта РФ (других субъектов РФ), после вступления в силу приобретает значение правового документа, имеющего регулятивное значение для всех его участников; проверка такого договора (соглашения), явившегося результатом взаимного согласования воль его участников, на соответствие конституции (уставу) одного из них была бы неправомерным отступлением от выраженного ими волеизъявления и выходом за пределы компетенции органов конституционного контроля.

Запрет конституционному (уставному) суду субъекта РФ разрешать дела о проверке вступившего в силу договора (соглашения), участником которого является данный субъект РФ, на соответствие его конституции (уставу) не может быть преодолен проверкой нормативного правового акта, посредством которого законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ утвердил этот договор (соглашение), поскольку признание такого нормативного правового акта противоречащим конституции (уставу) данного субъекта РФ влечет возможность неправомерного прекращения действия заключенного им договора (соглашения), т.е., по сути, имеет такой же правовой эффект, как и его непосредственная проверка, что недопустимо с точки зрения конституционно-правового регулирования.

Из этого следует, что Конституционный Суд Республики Ингушетия в любом случае был не вправе принять решение, влекущее невозможность применения Закона Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой", а значит, и утвержденного данным Законом Соглашения.

 

Постановление Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478

"О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации"

 

Для обеспечения приоритета велосипедистов на отдельных улицах в Правила дорожного движения введено понятие "Велосипедная зона".

Установлено, что велосипедная зона - это территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками "Велосипедная зона" (с дублированием этого знака дорожной разметкой) и "Конец велосипедной зоны".

В велосипедной зоне велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, а пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения определенных требований ПДД. В велосипедной зоне разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 20 км/ч.

Кроме того, в целях приведения ПДД в соответствие с действующим законодательством:

установлено, что стоянка запрещена в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью, в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан;

определено, что к регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению или собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2016 N 686;

предусмотрено, что водитель транспортного средства, в том числе не осуществляющего международные перевозки товаров, обязан останавливаться и предъявлять уполномоченному должностному лицу таможенных органов транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них для проведения таможенного контроля в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы РФ, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях РФ, определенных законодательством РФ о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных новым дорожным знаком "Пункт таможенного контроля", по требованию уполномоченного должностного лица таможенных органов;

вводится новый дорожный знак "Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса" и соответствующее дублирование этого знака дорожной разметкой;

уточнен порядок движения на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, а также круг лиц, которые имеют право остановки транспортных средств.

 

Информация МВД России от 06.12.2018

"В Правила дорожного движения Российской Федерации внесен ряд изменений"

 

МВД России информирует о введении с 14 декабря 2018 года нового дорожного знака "Велосипедная зона" и о других поправках в ПДД.

Проанализированы изменения, внесенные в ПДД Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478, вступающим в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования, - с 14 декабря 2018 года.

Сообщается, что в целях развития общественных и пешеходных пространств без снижения уровня безопасности дорожного движения в ПДД внесены изменения, которыми для обеспечения приоритета велосипедистов на определенных улицах вводится понятие "Велосипедная зона".

Максимальная скорость движения в данной зоне не будет превышать 20 км/ч. На таких улицах устанавливается преимущество велосипедов перед механическими транспортными средствами, им предоставляется возможность двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в этом направлении. Пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом незапрещенном месте. Для обозначения таких зон вводятся новые дорожные знаки и соответствующая дорожная разметка.

Предусматривается возможность сквозного движения велосипедистов в жилых зонах, в которых сквозное движение любых транспортных средств запрещено. Запрет на сквозное движение в жилых зонах сохраняется только для механических транспортных средств.

В целях обеспечения беспрепятственного движения велосипедистов по велосипедным дорожкам, пешеходов и велосипедистов по велопешеходным дорожкам, а маломобильных граждан - в местах сопряжения проезжей части и тротуара на одном уровне, для транспортных средств устанавливается запрет на остановку на велосипедных или велопешеходных дорожках ближе 5 метров от пересечения таких дорожек с проезжей частью и в местах сопряжения проезжей части и тротуара на одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан.

В соответствии с предыдущей редакцией ПДД на некоторых Т-образных перекрестках, где было разрешено движение только налево и имелись две и более полосы движения, велосипедисты не могли двигаться ни в одном из направлений. Теперь для велосипедистов устанавливается возможность поворачивать налево на дорогах, имеющих более одной полосы движения в одном направлении, в случае, когда из правой полосы разрешен поворот налево.

В соответствии с поправками право останавливать и досматривать транспортные средства получили представители таможенных служб. Это правило будет распространяться на зоны, обозначенные новым знаком сервиса "Пункт таможенного контроля".

Кроме того, в Письме проанализированы поправки, касающиеся порядка использования для движения выделенных полос для маршрутных транспортных средств.

 

Постановление Правительства РФ от 06.12.2018 N 1490

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2015 г. N 324"

 

В актах Правительства РФ актуализировано наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере миграции.

Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ в части уточнения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции (МВД России вместо ФМС России), а также признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 03.04.2015 N 324 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной миграционной службы и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

 

Постановление Правительства РФ от 08.12.2018 N 1502

"О Правительственной комиссии по координации судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

 

Приоритетные направления судебно-экспертной деятельности будет определять вновь образованная Правительственная комиссия.

Комиссия является координационным органом, созданным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и государственных органов в целях формирования единой государственной политики и совершенствования законодательства в сфере судебно-экспертной деятельности.

В перечне функций Комиссии:

- выработка предложений об определении общих подходов к научно-методическому обеспечению судебно-экспертной деятельности, профессиональному обучению и специализации экспертов;

- участие в разработке профессиональных и образовательных стандартов по экспертным специальностям;

- разработка предложений об установлении профессиональных и квалификационных требований к негосударственным экспертам, а также предложений по организации контроля (надзора) за их деятельностью.

Председателем комиссии является Министр юстиции РФ. Членами комиссии с правом решающего голоса являются руководители (заместители руководителей) Минюста России, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минздрава России, Минобороны России, МЧС России, СК России и Минобрнауки России. В состав комиссии с правом совещательного голоса могут включаться руководители (их заместители) иных госорганов, их структурных подразделений и подведомственных учреждений.

Заседания комиссии проводятся не реже двух раз в год и считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов с правом решающего голоса. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса путем открытого голосования.

Решения комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения представленными в ней заинтересованными органами.

 

Федеральный закон от 11.12.2018 N 460-ФЗ

"О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"

Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, с 1 января 2019 года составит 72,23%, а с 1 октября 2019 года - 73,68%.

Речь идет о денежном довольствии военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Одновременно до 1 января 2020 года приостановлено положение части 2 статьи 43 Закона РФ N 4468-1 об индексации денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, согласно которой денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.

 

Федеральный закон от 11.12.2018 N 464-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Лицам, находящимся под домашним арестом, разрешили голосовать.

Устанавливается, что избирательная комиссия должна обеспечить возможность участия в голосовании избирателей, участников референдума, которые включены в список избирателей, участников референдума, но в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.

В настоящий момент на избирательные комиссии возлагается обязанность обеспечить участие в голосовании только находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

 

Указ Президента РФ от 13.12.2018 N 716

"О внесении изменения в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849"

 

Владивосток сменил Хабаровск в качестве столицы Дальневосточного федерального округа.

Президентом РФ подписаны изменения в перечень федеральных округов, согласно которым столицей ДФО назначается г. Владивосток.

В связи с переносом столицы округа будут проводиться необходимые организационно-штатные мероприятия.

 

Приказ МВД России от 19.06.2018 N 386

"О признании утратившими силу нормативного правового акта МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России по вопросам выдачи гражданину Российской Федерации лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию"

Зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2018 N 52981.

 

Нормативная правовая база МВД России по вопросам выдачи гражданам лицензий на коллекционирование и экспонирование оружия приведена в соответствие с законодательством.

Признаны утратившими силу Приказ МВД России от 23.04.2012 N 348 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию" и положения некоторых других актов МВД России.

Необходимость признания утратившими силу актов и их положений обусловлена изданием аналогичного нормативного правового акта Росгвардии.

 

Приказ МВД России от 21.07.2018 N 466

"О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России по вопросам выдачи гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему"

Зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2018 N 52982.

 

Нормативная правовая база МВД России по вопросам выдачи гражданам лицензий на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом приведена в соответствие с действующим законодательством.

Признан утратившим силу Приказ МВД России от 26.04.2012 N 366 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему".

Необходимость признания утратившим силу данного акта обусловлена изданием аналогичного нормативного правового акта Росгвардии.

 

Приказ МВД России от 21.07.2018 N 467

"О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России по вопросам выдачи гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему"

Зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2018 N 52984.

 

Нормативная правовая база МВД России по вопросам выдачи гражданам разрешений на хранение и ношение отдельных видов оружия приведена в соответствие с действующим законодательством.

Признан утратившим силу Приказ МВД России от 27.04.2012 N 373 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему".

Необходимость признания утратившим силу данного акта обусловлена изданием аналогичного нормативного правового акта Росгвардии.

 

"Методические рекомендации по формированию и внедрению системы оценки качества дополнительных профессиональных программ для федеральных государственных гражданских служащих"

(утв. Минтрудом России)

 

Минтрудом России разработаны рекомендации к формированию и внедрению системы оценки качества программ для госслужащих.

Методические рекомендации включают:

описание последовательности проведения кадровыми службами федеральных государственных органов оценки качества программ для гражданских служащих;

описание последовательности формирования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление контроля качества мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, рейтинга программ для гражданских служащих;

формы анкет, рекомендуемые для использования в кадровой работе при подведении итогов организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих.

Рекомендации могут быть использованы госорганами субъектов РФ в кадровой работе по организации мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих субъектов РФ.

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.12.2018 N 43

"О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 года N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" и от 22 декабря 2015 года N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"

 

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, как назначать наказание в виде принудительных работ.

Отмечается, в частности, что принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы лишь в случаях, когда совершено преступление небольшой или средней тяжести либо впервые тяжкое преступление и только когда данный вид наказания наряду с лишением свободы прямо предусмотрен санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ. В случаях, когда осужденному в силу требований закона не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, принудительные работы также не назначаются.

При постановлении обвинительного приговора суд обязан разрешить вопрос о том, имеются ли основания для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами. При наличии таких оснований суд должен привести мотивы, по которым пришел к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы и применения положений статьи 53.1 УК РФ. В резолютивной части приговора вначале следует указать на назначение наказания в виде лишения свободы на определенный срок, а затем на замену лишения свободы принудительными работами. При замене лишения свободы принудительными работами дополнительное наказание, предусмотренное к лишению свободы, в том числе и в качестве обязательного, не назначается. Суд, заменив лишение свободы принудительными работами, должен решить вопрос о назначении дополнительного наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ к принудительным работам.

При замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания в порядке исполнения приговора, штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы заменяются принудительными работами без предварительной замены лишением свободы. Принудительные работы могут быть также применены при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы. В этих случаях принудительные работы применяются судом независимо от того, предусмотрено ли данное наказание санкцией статьи Особенной части УК РФ, по которой было назначено заменяемое наказание. Данное правило не распространяется на замену штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного вида наказания.

 

Постановление Правительства РФ от 18.12.2018 N 1579

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

 

Определены требования к транспортным средствам уголовно-исполнительной системы, используемым для перевозки лиц, находящихся под стражей.

Указом Президента РФ от 13.10.2018 N 586 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 г. N 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства" было установлено, что специальные световые и звуковые сигналы устанавливаются в том числе на транспортные средства, используемые для перевозки лиц, находящихся под стражей.

Настоящим Постановлением корреспондирующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 30.08.2007 N 548 "Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан" и Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 N 876 "О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов".

В частности, устанавливается, что специальные автомобили уголовно-исполнительной системы, используемые для перевозки лиц, находящихся под стражей, на которых устанавливаются специальные световые и звуковые сигналы, должны иметь основной белый цвет и зеленую декоративную полосу или панель. На автомобиль также должна быть нанесена надпись: "ФСИН России" и геральдический знак - эмблема ФСИН России.

 

Указ Президента РФ от 21.12.2018 N 740

"Об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан"

 

На Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан возложено обеспечение деятельности Президента по вопросам государственной миграционной политики.

Президентом РФ утверждено новое положение об указанном Управлении, согласно которому основными его функциями являются, в том числе:

- подготовка предложений Президенту по вопросам формирования и реализации государственной миграционной политики, управления миграционными процессами;

- информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента и Администрации Президента РФ по вопросам миграции;

- координация в установленном порядке деятельности органов власти всех уровней общественных объединений и организаций по вопросам реализации государственной политики в области миграционной политики;

- участие в пределах своей компетенции в проведении проверок, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента РФ, федеральными органами исполнительной власти и контролирующими органами;

- анализ деятельности органов власти по исполнению ими законодательства РФ по вопросам миграции и помилования.

Признан утратившими силу Указ Президента РФ от 22.05.2004 N 662, которым было утверждено ранее действовавшие положение об указанном Управлении.

 

Постановление Правительства РФ от 19.12.2018 N 1591

"О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации"

 

Установлены условия хранения пороха и капсюлей для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.

Постановлением реализованы нормы Федерального закона от 19.07.2018 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии", которым в том числе Правительству РФ предоставлено право определения требований к условиям хранения инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.

Установлено, что принадлежащие гражданам РФ указанные инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.

Постановление вступает в силу со дня вступления в силу указанного Федерального закона.

 

Постановление Правительства РФ от 19.12.2018 N 1597

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964"

 

Расширен список сильнодействующих веществ, запрещенных в обороте.

В список сильнодействующих веществ для целей статьи 234 (Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта) и других статей УК РФ включены в том числе:

Болазин (3,3'-(гидразин-1,2-диилиден)бис(2-метиландростан- 17-ол));

2,4-Динитрофенол (2,4-DNP);

Зеранол (7,14,16-тригидрокси-3-метил-3,4,5,6,7,8,9,10,11, 12-декагидро-1Н-бензо[с][1]оксациклотетрадецин-1-он);

Метилэпитиостанол (17-метил-2,3-эпитиоандростан-17-ол);

Роксиболон (11,17-дигидрокси-17-метил-3-оксоандроста-1,4-диен-2-карбоновая кислота);

Тиоместерон (S,S'-(17-гидрокси-17-метил-3-оксоандрост-4-ен-1,7-диил)диэтантиоат).

Кроме того, установлен крупный размер новых сильнодействующих веществ.

 

Постановление Правительства РФ от 19.12.2018 N 1598

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"

 

Расширен перечень запрещенных наркотических средств и ограниченных в обороте психотропных веществ.

В перечень запрещенных в РФ наркотических средств (список I) включены следующие позиции:

1-(Бензо[d][1,3]диоксол-5-ил)-N-метилпропан-1-амин (M-ALPHA);

N-(2-(диметиламино)циклогексил)-2-(3,4-дихлорфенил)-N-метилацетамид (U-51754);

N-((2-(1H-индол-3-ил)-1,3-тиазол-4-ил)метил)-N-этилэтан-1-амин и его производные;

N-метил-1-(тиофен-2-ил)циклогексан-1-амин (TCM) и его производные;

4-((1-(3-Метоксифенил)циклогексил)метил)морфолин (3-MeO-PCMMo).

В перечень ограниченных в обороте наркотических средств (список II) включена в т.ч. позиция (3'-Карбамоил-[1,1'-бифенил]-3-ил)-N-циклогексилкарбамат (URB-597). Раздел "Психотропные вещества" списка II дополнен позицией 2-((Бис(4-фторфенил)метил)сульфинил)-N-метилацетамид (модафиендз).

Кроме того, установлены значительный, крупный и особо крупный размеры новых наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса РФ.

 

 

Правовой отдел ГУ МВД России по Самарской области

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России