Февраль 2017г.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

мониторинга изменений законодательства Российской Федерации за февраль 2017 года

 

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

 

Федеральный закон от 07.02.2017 N 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушения»

С 01.07.2017 усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных.

С этой целью новой редакцией статьи 13.11 КоАП РФ расширен перечень составов правонарушений, а также увеличены размеры штрафов.

Так, в частности, установлена административная ответственность за:

обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (повлечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1000 рублей до 3000 рублей, на должностных лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей, на юридических лиц - от 30000 рублей до 50000 рублей);       

обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработку персональных данных с нарушением установленных законодательством в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

невыполнение оператором предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных;

невыполнение оператором предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных.

Составление протоколов по административным делам данной категории отнесено к компетенции должностных лиц Роскомнадзора (ранее дела данной категории возбуждались прокурором).

В прежней редакции статьи 13.11 КоАП РФ была установлена ответственность лишь за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), которая предусматривала предупреждение или наложение штрафа на граждан в.размере от 300 рублей до 500 рублей, на должностных лиц - от 500 рублей до 1000 рублей, на юридических лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей.

 

Федеральный закон от 07.02.2017 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".

Расширен перечень лиц, проходящих службу в правоохранительных органах, подлежащих государственной защите.

К ним отнесены:

военнослужащие органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;                                                                                       

военнослужащие Вооруженных Сил РФ, принимавшие непосредственное участие в борьбе с терроризмом;

военнослужащие органов внешней разведки РФ, принимавшие непосредственное участие в специальных операциях или выполнявшие специальные функции по обеспечению безопасности РФ.

Кроме того, изменениями, внесенными в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", в том числе:

уточнен порядок перевода на другую работу (службу), изменения места работы (службы) или учебы, переселения на другое место жительства защищаемых лиц;

скорректирован порядок принятия решения о применении мер безопасности (в том числе предусмотрена возможность заключения органом, обеспечивающим безопасность, с защищаемым лицом договора в письменной форме, в котором определяются условия применения мер безопасности);

установлено, что орган, обеспечивающий безопасность, организовывает психологическое сопровождение защищаемого лица (предусмотрено право защищаемого лица на обращение в орган, обеспечивающий безопасность, за получением психологической помощи).

Поправками, внесенными в Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", в том числе:

предусмотрено, что меры безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства применяются, в том числе, на основании письменного заявления близких родственников, родственников или близких лиц защищаемого лица, находящегося в беспомощном состоянии, или с их согласия, выраженного в письменной форме;

уточнены порядок применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц, их отмены, права защищаемых лиц и органов, осуществляющих меры безопасности.

Федеральный закон от 07.02.2017 N 8-ФЗ "О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Побои в отношении близких лиц переведены в разряд административных правонарушений.

Таким образом, состав преступления, предусмотренного статьей 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, составляют только побои или насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие причинение легкого вреда здоровью, совершенные из хулиганских побуждений, а также по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 07.02.2017 N 2-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о выдаче".

Ратифицирован Договор между РФ и КНДР о выдаче, подписанный 17 ноября 2015 года в Пхеньяне.

Согласно Договору стороны обязуются на взаимной основе и при соблюдении указанных в нем условий выдавать по запросу друг другу лиц, находящихся на территории одной из сторон, для уголовного преследования или исполнения приговора в запрашивающей стороне за преступления, влекущие выдачу. Под такими преступлениями понимаются деяния, которые в соответствии с законодательством обеих сторон являются уголовно наказуемыми и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Федеральный закон от 07.02.2017 N З-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам".

Ратифицирован договор между РФ и КНДР о взаимной правовой помощи по уголовным делам, подписанный 17 ноября 2015 года в Пхеньяне

В соответствии с Договором стороны обязуются на взаимной основе и при соблюдении указанных в нем условий оказывать друг другу правовую помощь в расследовании, судебном разбирательстве и иных процессуальных действиях, связанных с уголовными делами.

Договором определяется объем оказываемой сторонами правовой помощи, устанавливаются требования к форме и содержанию запроса о правовой помощи, порядок исполнения такого запроса.

Правовая помощь, согласно Договору, включает в себя, в частности:

вручение процессуальных документов;

получение доказательств;

установление местонахождения и идентификацию лиц и предметов;

вызов свидетелей, потерпевших и экспертов для их добровольной явки в компетентный орган запрашивающей стороны;

передачу на время содержащихся под стражей лиц для участия в уголовном судопроизводстве на территории запрашивающей стороны в качестве свидетелей, потерпевших или для производства иных процессуальных действий, указанных в запросе о правовой помощи;

осуществление мер по изъятию, аресту, конфискации орудий преступной деятельности и доходов от преступной деятельности;

передачу документов, предметов и иных доказательств;

предоставление разрешения на присутствие при исполнении запроса о правовой помощи представителей компетентных органов запрашивающей стороны;

осуществление уголовного преследования в отношении граждан запрашиваемой стороны и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории запрашиваемой стороны;

любые другие виды правовой помощи в соответствии с целями Договора, не противоречащие законодательству запрашиваемой стороны.

Федеральный закон от 07.02.2017 N 5-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о взаимной правовой помощи по уголовным делам".

Ратифицирован Договор между Россией и Шри-Ланкой о взаимной правовой помощи по уголовным делам, подписанный 28 мая 2015 года в Санкт- Петербурге.

В соответствии с Договором стороны обязуются на взаимной основе и при соблюдении указанных в нем условий оказывать друг другу правовую помощь в расследовании, судебном разбирательстве и иных процессуальных действиях, связанных с уголовными делами.

Договором определяется объем оказываемой сторонами правовой помощи, устанавливаются требования к форме и содержанию запроса об оказании правовой помощи, порядок исполнения такого запроса.

Правовая помощь оказывается в соответствии с Договором, если деяние, в связи с которым поступил запрос о правовой помощи, является уголовно наказуемым согласно законодательству обеих сторон. Запрашиваемая сторона может по своему усмотрению оказать правовую помощь также в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является уголовно наказуемым по ее законодательству.

2.                  НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Постановление Правительства РФ от 02.02.2017 N 121 "Об утверждении общих требований к устанавливаемому федеральным органом исполнительной власти для целей осуществления закупок в соответствии с пунктом 47 части I статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом".

Для целей госзакупок установлены общие требования к порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается, модернизируется или осваивается в РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ предусмотрены особенности осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и/или осваивается на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом. Осуществление закупки такого товара по регулируемым ценам и с учетом установленных особенностей может осуществляться заказчиком у единственного поставщика.

Утвержденным Постановлением установлены требования к порядку определения предельной цены единицы товара, в частности, в случаях, если в отношении товара осуществляется государственное регулирование цен или цены установлены муниципальными правовыми актами, либо товар реализуется на биржевых торгах.

Порядком должны предусматриваться:

срок определения предельной цены единицы товара федеральным органом исполнительной власти;

периодичность пересчета предельной цены единицы товара федеральным органом исполнительной власти;

необходимость направления федеральным органом исполнительной власти производителю товара запроса о рассчитанной производителем товара предельной цене единицы товара и рекомендуемая форма ответа на такой запрос.

Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 149 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения".

При осуществлении закупок лекарственных препаратов  для медицинского применения Минздрав России будет устанавливать  порядок  определения  начальной (максимальной) цены контракта, а также цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Указанные полномочия будут осуществляться по согласованию с  Минэкономразвития России и ФАС  России.

Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формировании и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога".

Правительством РФ определен порядок формирования и использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Под таким каталогом понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) О К 034-2014 и включающий в себя коды каталога, соответствующие указанным кодам товары, работы, услуги, являющиеся объектами закупки, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги и иную информацию. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок.

Каталог используется заказчиками в целях обеспечения единообразного указания наименований товаров, работ, услуг, в том числе в:

плане закупок;

плане-графике закупок;

формах обоснования закупок;

извещении об осуществлении закупки;

приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;

документации о закупке; контракте;

реестре контрактов, заключенных заказчиками,

отчете об исполнении контракта и (или) о результатах  отдельного этапа его исполнения.

Определено, что Федеральное казначейство до 1 октября 2017 г. осуществляет размещение в единой системе в сфере закупок сформированной Минэкономразвития России информации, включаемой в каталог, в форме электронного документа, созданного в распространенных и открытых форматах, обеспечивающих возможность сохранении на технических средствах, поиска и копирования произвольных фрагментов  текста.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Признаны утратившими силу Постановления Правительства РФ:

от 11.01.2000 N26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд";

от 02.06.2001 N 436 "О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд".

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.02.2017 N 2-II "По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.И. Дадина".

Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ основания привлечения к уголовной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно.

Конституционный Суд РФ признал статью 212.1 УК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно­-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащиеся в ней положения:

позволяют подвергать уголовному преследованию за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования лицо, ранее не менее трех раз в течение ста восьмидесяти дней привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 20.2 КоАП РФ, если это лицо в пределах срока, в течение которого оно считается подвергнутым административному наказанию за указанные административные правонарушения, вновь нарушило установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;

предполагают, что привлечение лица к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное данной статьей, возможно только в случае, если нарушение им установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования повлекло за собой причинение или реальную угрозу причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности или иным конституционно охраняемым ценностям;

исключают возможность привлечения к уголовной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования лица, в отношении которого на момент совершения инкриминируемого ему деяния отсутствовали вступившие в законную силу судебные акты о привлечении не менее трех раз в течение ста восьмидесяти дней к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 20.2 КоАП РФ;

допускают привлечение лица к уголовной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинги, демонстрации, шествия или пикетирования на основании данной статьи только в случае, если совершенное им деяние носило умышленный характер;

означают,  что фактические обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам об административных правонарушениях, сами по себе не предопределяют выводы суда о виновности лица, в отношении которого они были вынесены, в совершении предусмотренного данной статьей преступления, которая должна устанавливаться судом в предусмотренных уголовно-процессуальным законом процедурах на основе всей совокупности доказательств, включая не исследованные при рассмотрении дел о совершенных этим лицом административных правонарушениях;

подразумевают возможность назначения лицу наказания в виде лишении свободы лишь при том условии, что нарушение им установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествии или пикетирования повлекло за собой утрату публичным мероприятием мирного характера (если соответствующее нарушение не подпадает под при тон и преступления, предусмотренного статьей 212 "Массовые беспорядки" УК РФ) или причинение либо реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности или иным конституционно охраняемым ценностям, притом что без назначения данного вида наказания невозможно обеспечить достижение целей уголовной ответственности за преступление, предусмотренное данной статьей.

При этом Конституционный Суд РФ отметил, что федеральный законодатель правомочен внести в статью 212.1 УК РФ изменения, направленные на уточнение нормативных оснований привлечения к уголовной ответственности за предусмотренное данной статьей преступление и мер наказания за его совершение.

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.02.2017 N 6 "О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" и от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".

Верховным Судом РФ уточнены разъяснения, касающиеся срока исковой давности и размера процентов за пользование чужими денежными средствами.

Поправками установлено, в частности, что:

заявление о пропуске исковой давности может быть сделано также в судебных прениях в суде первой инстанции;

согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в редакции, действовавшей до 1 августа 2016 года, размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемых за периоды просрочки исполнения денежного обязательства, имевшие место с 1 июня 2015 года по 31 июля 2016 года включительно, если иной размер процентов не был установлен законом или договором, определяется в соответствии с существовавшими в месте жительства кредитора - физического лица или в месте нахождения кредитора - юридического лица опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц;

если иной размер процентов не установлен законом или договором, размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемых за периоды просрочки, имевшие место после 31 июля 2016 года, определяется на основании ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

 

3.ПРИКАЗЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ МВД РОССИИ

Приказ МВД России от 14.11.2016 N 727 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов"

(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2017 N 45484.)

Регламентирован порядок осуществления Госавтоинспекцией федерального надзора в области безопасности дорожного движения.

Определено, что такой надзор осуществляется в рамках повседневного исполнения возложенных на Госавтоинспекцию обязанностей, а также посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими в России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и предоставляющими услуги по их техническому обслуживанию и ремонту, и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований к техническому состоянию и конструкции автомототранспортных средств, изменению их конструкции, а также перевозкам пассажиров и грузов (кроме требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального транспортного надзора).

Проверки субъектов транспортной деятельности осуществляются в сроки, установленные статьей 13 закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Регламентом установлены полномочия должностных лиц при осуществлении надзора, а также права и обязанности объектов надзора.

Срок проведения документарной или выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

Результатами надзора являются, в том числе:

возбуждение дела об административном правонарушении;

выдача субъектам транспортной деятельности требования о прекращении противоправных действий в целях устранения угроз безопасности граждан;

выдача обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, выполнении работ и предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

внесение руководителям и должностным лицам субъектов транспортной деятельности обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;

вручение (направление) акта проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта транспортной деятельности.

Приказ МВД России от 24.01.2017 N 26 "Об утверждении Порядка подачи образовательной организацией уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), обучавшегося по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и формы указанного уведомления".

(Зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2017 N 45698.)

Образовательная организация в течение трех рабочих дней с даты отчисления иностранного гражданина обязана уведомить об этом территориальный орган МВД России.

Определено, что уведомление представляется образовательной организацией непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне с сопроводительным письмом или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.

Признан не подлежащим применению Приказ ФМС России от 30.12.2013 N 707, которым был утвержден ранее действовавший порядок подачи такого уведомления.

 

  1. СУДЕБНЫЕ АКТЫ

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)”.

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

Верховным Судом РФ подготовлен первый обзор судебной практики в 2017 году.

В обзоре рассмотрены в том числе практика разрешения споров, возникающих из договорных, обязательственных отношений, наследственных прав, споров, связанных с трудовыми и социальными отношениями, практика применения законодательства о банкротстве, применение положений земельного законодательства и законодательства об охране природы и природопользовании, законодательства о защите конкуренции, о налогах и сборах, обязательных страховых взносах во внебюджетные фонды, бюджетного законодательства, процессуальные вопросы, возникающие при рассмотрении гражданских и уголовных дел, практика ЕСПЧ и др. Кроме того, даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.

В Обзоре содержатся, в частности, следующие выводы: отношения, возникающие из возмездного договора на выполнение работ (оказание услуг) по изготовлению полиграфической продукции для цели ее коммерческого распространения, не регулируются законодательством о защите прав потребителей;

злоупотребление со стороны страховщика при заключении договора имущественного страхования может повлечь признание такого договора недействительным;

возврат суммы займа должен быть произведен исходя из валюты займа, указанной в договоре (риск изменения курса валюты долга лежит на заемщике);

в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

участник долевой собственности, осуществивший за свой счет неотделимые улучшения недвижимого имущества с соблюдением установленного порядка использования общего имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей доли в праве собственности;

незаконный сбыт наркотических средств следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств независимо от их фактического получения приобретателем.

 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России